Структура и органы управления образовательной организацией
Структурно-функциональная модель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения — Подзаваловской средней общеобразовательной школы
Урицкого района Орловской области выстроена в соответствии с принципами построения организационных структур в управлении:
– принцип оптимальной звенности, требующий создавать минимально необходимое число ступеней (уровней управления), которое определяется объективной необходимостью для обеспечения оперативности, гибкости и экономности расходования сил;
– принцип оптимального объема управления, обеспечивающий эффективное управление без перегрузки всех объектов внутришкольного управления;
– принцип соразмерности прав, обязанностей ответственности, который предполагает их единство, оптимальное сочетание и соотношение.
Управляющая система школы имеет инвариантную и вариативную составляющую, выстроенную по линейному и функциональному признаку. В инвариантной структуре выделяется четыре уровня управления:
Первый уровень – директор – воплощает единоначалие и несущий персональную ответственность за все, что делается в школе всеми субъектами управления. На этом же уровне находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: профсоюзный комитет, общее собрание трудового коллектива, педагогический Совет, общешкольное родительское собрание. Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития школы, всех ее подразделений.
Второй уровень – педагоги — организаторы, а также самодеятельные общественные органы, объединенные на добровольных началах, участвующие в соуправлении и самоуправлении (методический совет, общешкольный родительский комитет), таким образом, директор обеспечивает осуществление опосредованного руководства школьной системой в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, добивается тем самым тактического воплощения стратегических целей и задач и прогнозов.
Третий уровень – учителя, классные руководители и т.д., которые выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействуя с органами общественного управления и самоуправления (методическое объединение, классный родительский комитет).
Четвертый уровень – учащиеся, родители, органы ученического самоуправления на классном и школьном уровне.
Таким образом, в структуре управления Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения — Подзаваловской средней общеобразовательной школы на каждом уровне представлены, как профессиональные руководители, так и различные общественные субъекты, что обеспечивает введение в управлении школой общественной составляющей, способствуя демократизации и оптимизации управления.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в Учреждении созданы:
- совет старшеклассников
- общешкольный родительский комитет (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- профессиональный союз работников Учреждения.
Основу структуры управления составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников образовательных отношений:
Во главе стоят директор Учреждения, профсоюзный комитет, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет (первый уровень).
Дальше идет административный блок (второй уровень), который представлен педагогами — организаторами.
Организуя работу с педагогическим коллективом для создания коллектива единомышленников, администрация руководствуется следующими принципами:
- опора на систему ценностей, руководство принципами создания благоприятных условий для реализации личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся,
- реализация образовательных и инновационных процессов,
- стимулирование роста профессионализма педагогического коллектива,
- создание благоприятных условий для творческого развития и духовно-нравственного воспитания школьников.
Третий уровень – это методический совет, представленный руководителями школьных предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей. Это ядро коллектива ОУ эффективно реализует цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стимулирует развитие всего коллектива, соблюдение традиции. Совместно с администрацией ОУ все звенья методической службы обеспечивают педагогический коллектив новыми технологиями обучения, новшествам, инновациям, рекомендациями учителям.
И в завершение – коллектив учителей, учащихся, родителей, общественность.